Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 08:56

МДОУ ДС № 31 "Ручеёк" с. Александровское

Меню сайта
Наш опрос
Оцените работу воспитателей нашего сада
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 28 » Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
23:25
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей

«Психологическая готовность детей к школе»

Переход ребёнка из детского сада в школу — всегда важное событие в жизни семьи.

1. Что понимается под «готовностью ребёнка к школе»?

Под готовностью к школе понимается школьная социальная зрелость ребенка. Школьная зрелость, определяется физической готовностью ребенка к школе, социальная - психологической  готовностью к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

физическая готовность;

интеллектуальная готовность;

коммуникативная готовность;

эмоциональная готовность;

мотивационная готовность;

готовность в сфере самосознания.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Помимо мышления, немаловажное значение для подготовки детей к школе имеет степень развития восприятия, памяти, внимания, воображения.

Коммуникативная готовность к школе. По данным разных исследователей, от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребёнка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности.

В дошкольном возрасте последовательно изменятся содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает чувством собственного достоинства, осознаёт на доступном уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий.

Готовность в сфере самосознания. Под самосознанием подразумевается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. Представления о себе включают когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. Когнитивный компонент представлен процессами са­мопознания, в результате которых рождается знание о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе со­ставляет эмоциональные переживания. Оно может протекать в виде непосредственных эмоциональных реакций и в виде оценочных сужде­ний. Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка. Она включает знания не только о себе, но и оценку самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков.

Эмоциональная готовность к школе  – это  способность ребенка пережи­вать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мо­тивацию.

Препятствием для формирования положительного отношения ребёнка к школе является повышенная тревожность. Тревожные состояния приводят к снижению эффективности деятельности, к плохой сосредоточенности, кон­центрации внимания в процессе деятельности. Высокая тревожность также может служить основой появления трудностей в общении у ребенка. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Компоненты мотивационной готовности: правильные представления об учении в школе, желание идти в школу, познавательный интерес к окружающему.

В первые классы школы должны приниматься дети шести- или семилетнего возраста по усмотрению родителей. Обязательным условием для приёма детей в школу является достижение ими к 1 сентября возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Рекомендации для родителей будущего первоклассника

  • Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки используя занятия с пластилином, мозаикой, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.
  • Учите ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
  • Расширяйте кругозор через совместное чтение  книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и  т. п.
  • Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.
  • Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.
  • Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
  • Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.
  • Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.
  •  Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.
  • Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Памятка для родителей

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

Игры для подготовки ребенка к школе

В какие игры можно играть дома

Обычно, когда родители занимаются домашними делами (уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.), ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. К сожалению, современное телевидение не способствует развитию ребенка. А подчас, наоборот, может развить у него излишнюю агрессивность (например, просмотр боевиков, или некоторых иностранных мультфильмов).

Попробуйте заниматься с ребенком даже тогда, когда кажется что сделать это не возможно, например, когда вы готовите пищу или делаете уборку в комнате.

Игры на развитие мелкой моторики

  • Если вы печете пироги, предложите ребенку на рассыпанной ровным слоем муке нарисовать картину, написать буквы, цифры.
  • Если вы готовите яичницу, предложите ребенку мелко-мелко наломать кусочки яичной скорлупы и составить из кусочков картинку, как из мозаики.
  • Если вы варите макароны (рожки), предложите ребенку сделать бусы из макарон.
  • Предложите ребенку обвести на бумаге любой домашний предмет (например, ложку или вилку) с закрытыми глазами. Рисунок можно заштриховать.

 

Для развития мелкой моторики так же предлагаем выполнять с ребенком как можно чаще следующие упражнения:

штриховать карандашом в различных направлениях;

рисовать красками, карандашами;

лепить из пластилина, глины;

вырезать из бумаги;

делать аппликации;

рвать бумагу руками;

складывать мозаику;

собирать из конструктора;

завязывать шнурки;

вязать веревочные узлы;

пришивать пуговицы;

вязать, вышивать.

Игры на развитие памяти

Попросите ребенка побывать в роли наблюдателя. Он должен внимательно следить за вами в течение какого-то времени (например, 5 – 15 минут), а затем назвать по порядку все ваши действия.

Для развития памяти так же нужно:

пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете ребенку;

рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слушал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);

Игры на развитие внимания

Посоревнуйтесь с ребенком: вы ищите предметы, начинающиеся на букву «П» (или другую букву) на кухне, а он – в комнате.

Предложите ребенку в газете, журнале на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «А», стараясь не пропускать их (затем задание можно усложнить, попросив ребенка обвести в кружок все буквы «К», подчеркнуть все буквы «О»).

Для развития внимания также нужно учить ребенка выполнять несколько дел одновременно, например: слушать и рассматривать иллюстрации, читать и слушать и рисовать.

Игры на развитие речи

 «Продолжи слово». Суть игры состоит в том, что вы говорите начало слова (первый слог), а ребенок должен его продолжить. Например, слова по теме кухня: ду – духовка, ча – чайник и т.д.

Для развития речи также нужно:

чаще просить ребенка пересказывать книгу, мультфильм; рассказывать, что он делал вчера, после завтрака и т.д.;

не разрешать ребенку употреблять в речи слова – паразиты (ну, вот, значит и т.п.); чаще читать ребенку книги, а если ребенок уже умеет читать, то всячески стимулируйте и поддерживайте интерес к чтению.

Игры на развитие мышления

«Что общего?» предложите ребенку найти связь между предметами, которые вы в данный момент используете. (Например, что общего между ножом и луком – нож острый, а у лука острый запах; пылесосом и веником и т.д.)

Для развития мышления также нужно:

разгадывать ребусы;

рисовать комиксы;

составлять из предложенных слов предложения;

составлять из геометрических фигур картинки.

Игры на развитие воображения

Попросите ребенка показать (изобразить жестами, позой) различные предметы мебели.

Предложите ребенку рассмотреть разные овощи и сказать, на что они похожи.

Для развития воображения также нужно:

соединять (мысленно или на рисунке) части разных предметов друг с другом (например, голову тигра с туловищем пингвина);

уменьшать – увеличивать реальные размеры предметов (например, представить слона размером с мышь или кошку размером со слона и нарисовать или слепить из пластилина);

придумывать необычные способы использования обычных предметов (например, в кубик можно играть, его можно использовать как подставку и т.д.).

Игры на развитие пространственных представлений.

«Найди предмет». Играть в эту игру можно играть в любом помещении (например, когда вы убираете комнату). Вы загадывает предмет. Ребенок должен его найти, выполняя ваши команды (например: шаг вперед, шаг влево, посмотри вниз т.д.). Затем ребенок загадывает предмет, вы его находите, выполняя команды ребенка.

Для развития пространственных представлений так же нужно:

срисовывать буквы, цифры, картинки;

рассматривать (рисовать) планы, схемы, карты;

играть в игру «морской бой».

Игры на развитие эмоциональной сферы.

 «Ожившие предметы». Предложите ребенку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожил, стали чувствовать, и скажет, у кого самое плохое настроение и почему.

Для развития эмоциональной сферы нужно:

При чтении сказок, просмотре фильмов спрашивать у ребенка, что чувствуют герои, какое у них настроение;

Чаще говорить ребенку о собственном настроении, состоянии (например: «Я сегодня очень рада. Мне хочется петь и танцевать).

Для повышения самооценки учите ребенка видеть свои преимущества.

Говорите чаще ему о том, какой он у вас замечательный

Как вы его любите.

Избегайте сравнений его с другими детьми

Не говорите ему, когда у него что-то не получается, что он ничего не умеет, ни на что не способен и т.д.

Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Ни в коем случае  не пугайте ребенка-дошкольника школой, учебой.

 

Подготовила педагог-психолог

Блинникова Г.Н.

Просмотров: 4165 | Добавил: Bulavinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz