Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 06:56

МДОУ ДС № 31 "Ручеёк" с. Александровское

Меню сайта
Наш опрос
Оцените работу воспитателей нашего сада
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Декабрь » 22 » Информация к родительскому собранию "Секреты психологического здоровья ребенка-дошкольника"
21:57
Информация к родительскому собранию "Секреты психологического здоровья ребенка-дошкольника"

Информация к родительскому собранию

 «Секреты психологического здоровья ребенка-дошкольника»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, так и психологического.

Что же такое «психологическое здоровье»?

Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. 

Термин «психологическое здоровье» введен в на­учный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин под­черкивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего пси­хологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им при­сущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способ­ность радоваться, самодостаточность и умение адапти­роваться к сложным жизненным обстоятельствам.

 Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, ключевым словом в понятии «психологическое здоровье» является слово «гармония».

А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями.

В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли - нет»- думают многие. И за счет своей занятости или невнимания могут проглядеть, возможно, незначительные психические недостатки, которые впоследствии могут привести к большим проблемам.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время  число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10%  среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются  все более  подготовлены  интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми  приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

Во – первых,   это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений.  Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

Во - вторых,     это издержки воспитания. Здесь уместно выделить два противоположных фактора (и это, безусловно, факторы риска)

1. «Ребенок – кумир семьи»

 Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

Что происходит впоследствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

2. « Как все»

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером  или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.

Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?

 Это:

  • нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня);
  • ограничение самостоятельности;
  • стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку и т. п.
  • бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
  • слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.

По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?

Нарушения проявляются в:

-  трудностях засыпания и беспокойном сне;

-  усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности;

- отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним»;

- рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; проявлении упрямства.

Ребенок беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту  для его полноценного развития.

Какие же условия можем создать мы, родители, для того, что наши дети развивались гармонично?

-Создание спокойной и доброжелательной обстановки;

-внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

-осуществление необходимого наблюдения и обеспечение материальными средствами, необходимыми семье;

-следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости,

-давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

И, в заключение своего вступления, хотелось бы напомнить вам, уважаемые родители, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком, речь о котором велась выше – жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я вам и нам искренне желаю.

Подготовила педагог-психолог 

Блинникова Г.Н.

 

Мастер- класс для родителей

Игры, способствующие  сохранению психологического здоровья детей –

дошкольников

"Танцующие руки"

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. "Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

"Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь воьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

 «Рычи, лев, рычи!»

В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«Котик»

Цель

Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя у ребенка.

Содержание

Ребенок находится на ковре. Под спокойную музыку ребенок придумывает сказку про котика, который:

  • нежится на солнышке (лежит на коврике);
  • потягивается;
  • умывается;
  • царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы».

Способы выражения (выплескивания) гнева

1.            Громко спеть любимую песню

2.            Попрыгать на скакалке

3.            Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции

4.            Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом

5.            Пускать мыльные пузыри

6.            Устроить «бой» с боксёрской грушей

7.            Полить цветы

8.            Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей)

9.            Отжаться от пола максимальное количество раз

10.        Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

11.        Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить

12.        Взять стопку листов плотной бумаги или картона и попытаться порвать их.

 

ИГРА "КЛЯКСЫ"

Оборудование: чистые листы бумаги, акварельные краски

Ход игры

Ребёнку предлагают взять немного краски  того цвета, который ему нравиться и плеснуть "кляксу" на лист. Затем сложить  лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Развернуть лист и постараться  понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.

Ситуация  1. «Купите мне собаку,  пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.

Ситуация  2. «Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.

Ситуация 3. «Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.

Ситуация 4.  «Я в сад не пойду».  Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят: «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.

                                                               

Подготовила педагог-психолог          

Блинникова Г.Н.

 

Просмотров: 3333 | Добавил: Bulavinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz