Информация к родительскому собранию
«Секреты психологического здоровья ребенка-дошкольника»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, так и психологического.
Что же такое «психологическое здоровье»?
Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.
Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, ключевым словом в понятии «психологическое здоровье» является слово «гармония».
А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями.
В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. «То ли возникнут, то ли - нет»- думают многие. И за счет своей занятости или невнимания могут проглядеть, возможно, незначительные психические недостатки, которые впоследствии могут привести к большим проблемам.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.
Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.
Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.
Во – первых, это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.
Во - вторых, это издержки воспитания. Здесь уместно выделить два противоположных фактора (и это, безусловно, факторы риска)
1. «Ребенок – кумир семьи»
Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.
Что происходит впоследствии:
Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.
2. « Как все»
У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.
Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах, низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.
В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей.
Какие существуют угрозы психологическому здоровью наших детей?
Это:
- нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня);
- ограничение самостоятельности;
- стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку и т. п.
- бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
- слабость эмоциональных контактов, невнимание к эмоциональным состояниям ребенка.
По каким признакам мы можем понять, что наш ребенок страдает, произошли нарушения в его психологическом здоровье?
Нарушения проявляются в:
- трудностях засыпания и беспокойном сне;
- усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- беспричинной обидчивости, плаксивости или наоборот, повышенной агрессивности;
- отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально «жмется к ним»;
- рассеянности, невнимательности; беспокойстве и непоседливости; проявлении упрямства.
Ребенок беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту для его полноценного развития.
Какие же условия можем создать мы, родители, для того, что наши дети развивались гармонично?
-Создание спокойной и доброжелательной обстановки;
-внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;
-осуществление необходимого наблюдения и обеспечение материальными средствами, необходимыми семье;
-следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости,
-давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.
И, в заключение своего вступления, хотелось бы напомнить вам, уважаемые родители, что только совместными усилиями мы поможем нашим детям стать тем гармонично развитым человеком, речь о котором велась выше – жизнерадостными, творческими, открытыми, чего я вам и нам искренне желаю.
Подготовила педагог-психолог
Блинникова Г.Н.
Мастер- класс для родителей
Игры, способствующие сохранению психологического здоровья детей –
дошкольников
"Танцующие руки"
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. "Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.
"Слепой танец"
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь воьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.
«Рычи, лев, рычи!»
В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
«Котик»
Цель
|
Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя у ребенка.
|
Содержание
|
Ребенок находится на ковре. Под спокойную музыку ребенок придумывает сказку про котика, который:
- нежится на солнышке (лежит на коврике);
- потягивается;
- умывается;
- царапает лапками с коготками коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы».
|
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню
2. Попрыгать на скакалке
3. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции
4. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом
5. Пускать мыльные пузыри
6. Устроить «бой» с боксёрской грушей
7. Полить цветы
8. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей)
9. Отжаться от пола максимальное количество раз
10. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»
11. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить
12. Взять стопку листов плотной бумаги или картона и попытаться порвать их.
ИГРА "КЛЯКСЫ"
Оборудование: чистые листы бумаги, акварельные краски
Ход игры
Ребёнку предлагают взять немного краски того цвета, который ему нравиться и плеснуть "кляксу" на лист. Затем сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Развернуть лист и постараться понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.
Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)
Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.
Ситуация 1. «Купите мне собаку, пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.
Ситуация 2. «Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.
Ситуация 3. «Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.
Ситуация 4. «Я в сад не пойду». Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят: «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.
Подготовила педагог-психолог
Блинникова Г.Н.
|