Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и
личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребёнке закладываются
многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6
лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В этом возрасте ваш ребенок:
|
Продолжает
активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но
и сам формулирует ответы или создает версии. Его
воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только
развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и
малообъясним.
Пятилетний ребёнок часто задает вопрос:
"Почему?". Ему становятся интересны внутренние связи явлений и
прежде всего причинно-следственные отношения.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений
ребенок обретает способность воспринимать и воображать себе на основе
словесного описания различные миры - например, замок принцессы, саму
принцессу и принца, события, волшебников и т.п.
|
|
Желает
показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание,
поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное
внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на
привлечение внимания «плохими» поступками.
|
|
С трудом
может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и
поэтому все время проверяет прочность выставленных другими
взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
|
|
Готов
общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с
равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по
правилам, в которых складывается механизм управления своим
поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом
возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по
игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
|
|
Стремится
к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно
долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
|
|
Очень хочет
походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во
«взрослые дела» и другие социальные игры. Дети
этого возраста обожают переодеваться и наряжаться.Некоторые дети с
удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с
микрофоном и танцуют. Продолжительность игр может быть
уже достаточно существенной.
|
|
Может
начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много
«неудобных» для родителей вопросов.
|
|
Начинает
задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно
ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более
стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро и резко утомляется,
становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической
выносливостью).
В целом ЭТО - жизнерадостный человек, который преимущественно
пребывает в хорошем расположении духа.
|
Что может Ваш ребенок
в 5-6 лет:
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Хорошо прыгает, бегает, прыгает
через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках.
Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.
ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали
к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по
образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Использует в речи синонимы,
антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный,
деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита.
Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет
место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги,
гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и
согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает
стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из
неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими
знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому
маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе
бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им
описание.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Особенности памяти: Покажите
ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В
норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол,
тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите
его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
|