Тема: «Чудо - чудное, диво - дивное - Золотая Хохлома.
Цель: познакомить детей с хохломской росписью, с
произведениями деревянных дел мастеров, развивать творческое воображение,
художественный вкус, воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.
Материал: картинки с изображением хохломской росписи,
шаблоны.
Ход занятия
I.Вводная
часть
-Сегодня мы на занятии отправимся в далёкое прошлое и
познакомимся, а с чем …
Попробуйте догадаться из стихотворения, которое подготовил
для вас Илья.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не
спеши.
Там травка вьётся и
цветы
Удивительной красы
Блестят они как
золотые,
Как будто солнцем
залитые
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Воспитатель
Роспись хохломская,
словно колдовская,
в сказочную песню
просится сама
И нигде на свете нет
таких соцветий
Всех чудес чудесней
наша Хохлома
-Дети, догадались, о чём мы будем сегодня говорить на
занятии, с чем познакомимся?
-Да, мы познакомимся с хохломской росписью, узнаем, откуда
пошло это название
Давайте на машине времени
отправимся в прошлое
Станция нашего путешествия Сказочная
Рассказ
легенды о хохломе
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно
поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку
сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не
забывал посыпать. Прилетела как-то жар птица к его порогу, прикоснулась своим
крылом к чашке – и чашка стала золотой.
Это, конечно, дети, сказка, но сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам
урок. Не оттуда ли из сказки появилась эта удивительная сказочная красота.
II.
Основная часть
Рассматривание
образцов с хохломской росписью
(Воспитатель подводит детей к выставке изделий с хохломской
росписью).
-Давайте, дети, посмотрим на выставку и полюбуемся необычайной
красотой посуды.
-Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок
мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду хохлатая
птица - золотое перо.
-Что же расписывали художники на изделиях? (Ягоды, кудринки
(завитки), они всегда золотые, словно перья жар-птицы, листочки).
Узоры яркие, удивительные, прекрасные, посуда волшебная,
сказочная.
-А из чего делали посуду?
-В царских, княжеских, боярских домах знатные и богатые семьи ели из золотой и
серебряной посуды, а откуда взять простым людям золото и серебро, чтобы сделать
себе посуду. Вот и шли люди в лес, вытачивали из липы, ольхи миски, ложки, а
потом всё это расписывали.
А хотите увидеть, как жили мастера, которые расписывали эту посуду?
Тогда закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в
тихий лес. В лесу идём по узкой тропинке с могучими деревьями. Тише, на полянке
стоит избушка бабы Яги, пройдём мимо неё как можно тише, чтобы не разбудить
хозяйку этого дома. Вот уже за холмом виднеется деревня, а это пастух погнал
коров на пастбище. А вот и первый дом, давайте в него заглянем и посмотрим, где
живут и творят русские мастера. (Показ картинки)
-Как вы думаете, куда мастера девали всю свою посуду.
(Продавали на ярмарке)
Сценка «Ярмарка»
-Кому посуда для кашки-окрошки? Чуда блюдца да ложки!
Покупай, налетай, не зевай.
-Откуда посуда?
-Да из самой Хохломы.
Так и повелось Хохлома да Хохлома. Вот и зовут эту расписную
посуду Хохломой.
-Какие цвета использовал художник?
Правильно, есть красный, чёрный, встречается зелёный, но
больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»
А какая ярмарка обходится без веселья? Вот и мы сейчас
немного повеселимся.
1. частушки;
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой!
Хохлома, да Хохлома –
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха, да курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать!
Надою я молока
И налью котёнку,
Разрисую Хохломой
Милую Бурёнку!
2.игра «Карусель»
Вот и закончилось наше путешествие в далёкое прошлое, а
теперь давайте вернёмся в наши дни и посмотрим,
как сейчас люди расписывают посуду хохломской росписью.
(показ иллюстраций)
Творческая работа детей (работа с бумагой: изготовление
поделки по шаблону «Ларец»).
III.
Заключительная часть
-Из какого материала изготовляли хохломские изделия?
-Почему хохломскую посуду называют золотой?
|