Консультация «Влияние родительских установок на
развитие детей»
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит
из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и
подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно
относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в
поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие
принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше
они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в
благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения
и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается",
но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение
своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и
не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты
психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем
мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение
положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки,
сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где
важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных
родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут
иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не
слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них
тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте
своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство
и яркость эмоционального мира.
Сказав так, подумайте о последствиях и вовремя
исправьтесь
НЕГАТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
|
Как
влияют негативные установки
|
ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
|
"Не
будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
|
Замкнутость,
отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению
|
"Будь
собой, у каждого в жизни будут друзья!".
|
"Горе
ты моё!"
|
Чувство
вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,
конфликты с родителями.
|
"Счастье
ты моё, радость моя!"
|
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
|
Сдерживание
эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь,
будет легче…".
|
"Вот
дурашка, всё готов
раздать…".
|
Низкая
самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками,
эгоизм
|
"Молодец, что делишься с
другими!".
|
"Не
твоего ума дело!".
|
Низкая
самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А
ты как думаешь?".
|
"Ты
совсем, как твой папа (мама)…".
|
Трудности
в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка, упрямство, повторение поведения
родителя
|
"Папа
у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
|
"Ничего
не умеешь делать, неумейка!".
|
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к
достижению.
|
"Попробуй
ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не
кричи так,
оглохнешь!"
|
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность.
|
"Скажи
мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха,
грязнуля!".
|
Чувство
вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе
друзей.
|
"Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Противная
девчонка, все они капризули!" (мальчику
о девочке).
"Негодник,
все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
|
Нарушения
в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но в то же
время ни один не похож на другого".
|
"Ты
плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому
ребёнку!".
|
Чувство
вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, "уход" в себя или "уход" от
родителей.
|
"Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь
очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"
|
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям, подозрительность,
пессимизм.
|
"Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
|
"Уйди
с глаз моих, встань в
угол!"
|
Нарушения
взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность
|
. "Иди ко мне, давай во всём
разберёмся вместе!"
|
"Не
ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь
то-о-ол-стая!".
|
Проблемы
с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие
себя.
|
"Давай
немного оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все
вокруг обманщики, надейся только на
себя!"
|
Трудности
в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На
свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
|
"Ах
ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой
некрасивый!".
|
Недовольство
своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и
возможностях
|
"Как
ты мне нравишься!".
|
"Нельзя
ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".
|
Робость,
страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения,
тревожность.
|
"Смелее,
ты всё можешь сам!".
|
"Всегда
ты не вовремя подожди…".
|
Отчуждённость,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное
напряжение.
|
"Давай,
я тебе помогу!"
|
"Никого
не бойся, никому не уступай, всем давай
сдачу!".
|
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности
|
.
"Держи себя в руках, уважай людей!".
|
Естественно, список установок может быть значительно больше.
Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень
полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может
"всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное
благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как
часто вы говорите детям:
Я
сейчас занят(а)…
Посмотри,
что ты натворил!!!
Как
всегда неправильно!
Когда
же ты научишься!
Сколько
раз тебе можно повторять!
Ты
сведёшь меня с ума!
Что
бы ты без меня делал!
Вечно
ты во всё лезешь!
Уйди
от меня!
Встань
в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании
ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от
вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
А
эти слова ласкают душу ребёнка:
Ты
самый любимый!
Ты
очень многое можешь!
Что
бы мы без тебя делали?!
Иди
ко мне!
Садись
с нами…!
Я помогу
тебе…
Я
радуюсь твоим успехам!
Что
бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи
мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать
здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе
не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены
огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть
активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей
зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться!
Подготовила педагог-психолог
Блинникова
Г.Н.
|