Если говорить о современных детях, то
прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют
слишком мало. Это связано с целым рядом
причин.
Во-первых, современное общество требует от детей ранних
успехов и достижении! При поступлении в
первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения
развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпрепровождение
малыша, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе.
Все стремятся детей научить - читать, писать, считать,
забыв о том, что ведущая деятельность ребенка - дошкольника - игровая! В семь
лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно - в той или
иной форме - продолжают играть до 9-10 лет! Именно через игру в этом возрасте
можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать! Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного
обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой
полноценной личности.
Во- вторых, родители современных детей сами принадлежат к
неиграющему поколению: их
детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не
играю со своими детьми, они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же
им не хватает времени на занятия и игры с детьми.
Дети могли бы перенимать игровой опыт у
более старших друзей, например в разновозрастных
группах детского сада, но увы, такие группы редкость. Или в дворовых компаниях,
но ныне редкий родитель не боится отпускать даже подросшего ребенка на самостоятельные прогулки. Это и есть третья
причина -отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей
к более младшем...
Тем не менее единственный язык,
который легко дается детям - это язык игры.
В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как
личность.
У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка
времени на игру или преждевременное взросление малышей, которого требует
общество, приводит к серьезнейшим проблемам
и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: проблемы с обучением у
учеников начальной школы, сложности в адаптации к взрослой жизни,
трудности в общении, азартные и опасные игры и многое другое.
Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры
по правилам взрослых, часами просиживают у
телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются
от компьютерных монстров, выплескивая свою
энергию и агрессию в безопасное пространство.
Для современных детей и родителей особенно актуальны игры
один на один с взрослым, которые можно организовать мимоходом, т. е. по дороге
в детский сад, в очереди в поликлинику, в машине , когда мама или папа за
рулем. Актуальными становятся игры, развивающие мелкую моторику и
способствующие развитию речи .Сюжетно-ролевые игры, входящие в жизнь детей с 3 лет, перестают быть
похожими на игры их пап и мам. Попробуйте
поиграть с современными детьми в советский магазин
с очередями, неэлектронными весами и подсчетом сдачи на деревянных счетах. Или
предложить им обыграть работу портного в ателье, в котором они ни разу не были.
Нельзя не сказать и о том, насколько от наших с вами
игрушек отличаются современные. Во-первых их много,
ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том,
что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких
мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров,
разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов... Сюжеты для игр с такими игрушками
отличаются от традиционных игр в дочки матери с пупсами и кроватками. Это
нельзя игнорировать.
На сегодняшней нашей встрече я хочу помочь вам осознать
важность проблем современных детей, и их игр хочу
предложить вам поиграть .
Предлагаю
поиграть в следующие игры: «Да и Нет не говорите!», «Я рисую вы отгадываете»,
«Найди несоответствия в тексте»,
«Комплименты», «Близнецы».
После чего
проводится беседа.
- Что вы испытывали перед тем как я
предложила вам поиграть?
- Что было самым трудным в ходе игры?
- Что показалось простым?
- Какие трудности вы испытали при
взаимодействии?
- Расскажите о своих ощущениях после
того как вы поиграли?
Вы сегодня поиграли и получили удовольствие от игры, от
общения друг с другом! Так вот включаясь в
игровое общение с собственными детьми, вы избежите многих проблем, решить вопросы с непослушанием,
справитесь с трудностями в обучении.
Начните играть со своими детьми! И жизнь заиграет новыми красками!
|