Консультация
для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель:
рекомендовать воспитателям некоторые методы и приёмы по подготовке детей к
обучению грамоте (интонационное выделение звука в слове).
Пять лет- это возраст особой
восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать
при обучении грамоте. Основные задачи курса «Подготовки к обучению грамоте»
должны определяться воспитателем в рамках методических рекомендаций Журовой
Л.Е., Эльконина Д.Б. Подготовка к обучению грамоте, направленная на
формирование ориентировки в звуковой стороне речи, тем и ценна, что позволяет
всем детям, прошедшим её успешно учиться дальше чтению ( и вообще русскому
языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) .
Но в работе по обучению грамоте
воспитателю необходимо учитывать речевые, психофизиологические и индивидуальные
особенности развития каждого ребёнка.
Результаты фронтальной проверки показали,
что в связи с тем, что почти у всех детей старшей группы различные нарушения
звукопроизношения, то звуковой анализ слов ими усваивается с трудом, поэтому
необходимо заменить разноцветные фишки в данный момент на фишки нейтрального
цвета. Чтобы дети постепенно осваивали схему звукового состава слов, начиная от
коротких слов (мак, дом дым).
Психологическая особенность ребёнка
пяти лет в том, что он воспринимает слово глобально (в целом), поэтому
воспитатель должен научить выделять, сначала интонационно звуки в словах.
Существует два приёма выделения
согласных звуков в слове: первый - длительное и протяжное произнесение
заданного звука (мммак, носсс); второй - громкое и подчёркнутое произнесение
звука (дом, мак). Это зависит отсамого гласного звука - одни можно длительно
произносить (шипящие, свистящие, сонорные), другие не поддаются длительному
произнесению, их можно выделить только голосом (взрывные, губные). Звуковой
анализ – это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в
третьих - различение звуков по их качественным характеристикам (гласные,
согласные, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие).
Но чтобы ребёнок мог
проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован.
Сказанное слово ускользает, и выделить в нём на слух какие-то части, элементы
ребёнку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане,
представив звуковую структуру в виде модели. С этой целью используется
карточка-схема звукового состава слова. В верхней части расположена картинка, а
в нижней - схема этого слова, состоящая из квадратиков (домиков звуков).
Сколько квадратиков, столько и звуков в слове. Фишки на первых порах берутся
нейтрального цвета. Сначала вводятся гласные звуки (красные фишки), затем -
согласные 9синие фишки), постепенно берутся мягкие звуки (зелёные). По мере
усвоения ребёнком простых по звуконаполняемости слов, осуществляется переход к
сложным. |