Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 06:47

МДОУ ДС № 31 "Ручеёк" с. Александровское

Меню сайта
Наш опрос
Оцените работу воспитателей нашего сада
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Август » 28 » Консультация для родителей "Русские народные игры-забавы"(воспитатель: Миренкова В Д)
00:09
Консультация для родителей "Русские народные игры-забавы"(воспитатель: Миренкова В Д)

 С поступлением ребенка в детский сад его жизнь меняется, что далеко не всегда приносит ему радость, а наоборот, чаще ставит перед ним новые задачи. Чтобы облегчить детям привы­кание к новой жизни среди незнакомых людей, необходимо прежде всего от­влечь их от всего, что омрачает их пре­бывание в детском саду. Сделать это можно в том числе с помощью подвиж­ных игр.

Используемые в играх-забавах дви­жения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Од­ним из главных условий их проведения является добровольность участия. Мож­но начать играть с группой только же­лающих; тогда для тех, кто пока не ре­шается включиться в действо, наблюде­ние за играющими сверстниками ста­нет интересным и полезным занятием.

«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь за­ходит о тренировке кисти и пальцев ре­бенка в процессе ручного труда: заня­тий лепкой, вырезанием из бумаги, кон­струированием из различных материа­лов, т.е. тем, что требует развитой коор­динации движений.

В раннем детстве (от года до трех лет) ребенок, естественно, еще не способен к разнообразной деятельности, и по­этому незаменимым средством его раз­вития становится пальчиковая гимнас­тика, иначе пальчиковые игры.

 

В народной педагогике этому всегда придавали первостепенное значение. Особенностью игр является их синкре­тизм, т.е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В лю­бой пальчиковой игре помимо трени­ровки кистей рук происходит социали­зация ребенка: он общается и с взрослы­ми, и с детьми. Развиваются речевые цен­тры, ибо игра обязательно сопровожда­ется проговариванием или пропеванием рифмованного текста. Включаются эсте­тические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга -слуховые, зрительные и тактильные. Та­ким образом, пальчиковые игры, образ­но говоря, приводят центральную нерв­ную систему в активное творческое со­стояние, что и обеспечивает ребенку оп­тимальные условия развития.

При общении с одним ребенка можно использовать пальчиковую игру «Банька». Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между ладоней взрослого, приговари­вая: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его, приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!».

Занимаясь со всей группой, можно использовать пальчиковую игру «Ай, ту­ки-туки-туки...», проговаривая текст:

Ай, туки-туки-туки,

Застучали молотки.

Тук-ток, тук-ток,

Мы скуем себе замок.

Детям нравятся пальчиковые игры-цапки (играть в них можно одновре­менно со всеми детьми, которые разби­ваются на пары).

На горе стояли зайцы

И кричали: «Прячьте пальцы!»

Под моею крышей

Жили-были мыши.

Мама стала их считать:

Раз, два, три, четыре, пять! Цап!

Народные игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения режимных момен­тов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в ка­честве закрепления полученных зна­ний.

В ходе игры «Кукомоя» у детей выра­батывается положительное отношение к процедурам, связанным с водой: к ку­панию, умыванию, мытью рук.

Как у нас на лавке

Все сидят ребятки.

Чисто умылись,

Славно нарядились.

Одна кукомоя -

Ваня неумоя.

Ванечка, умойся!

 

Ведущий «поливает» из ведерка или янки, ребенок «умывается» (имитирует  движения).

В игре «Башмачки» развивается аккуратность, ребенок учится быстро и
правильно обуваться.

Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было искать пару.

 

► Вот сидят малыши

До чего хороши!  

До чего хороши

Ну а ножки-то босы!

 Раз. два, три,

 К башмачкам беги!

 Игра считается законченной, когда г дети найдут и аккуратно наденут свою обувь.

Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях, например,  закрепить  представления о цвете  можно в игре «Краски» (в младшем  возрасте дети загадывают только

основные цвета, старшие могут загадывать  их оттенки). Среди играющих выбирают водящих «монаха» и «продавца». Остальные игроки (втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причем цвета не должны повторяться. Монах.

 Я. монах,

 В синих штанах

. Пришел к вам за краской.

Продавец.

 За какой?

 Монах называет любой цвет, напри­мер голубой. Если такой краски нет, продавец говорит-.

Иди по голубой дорожке,

 Найдешь голубые сапожки,

Поноси, да назад принеси!

Монах начинает игру сначала. Если званная краска есть, то игрок, загадав­ши этот цвет, пытается убежать от Монаxa. а тот его догоняет. Если догнал -монах и краска меняются ролями, если нет - игра продолжается.

Восприятие и оценка такого свойства ,как величина, имеют исключительно важное  значение.   В   педагогической тактике знакомство с  величиной, как-то, осуществляется на занятиях с использованием игровых приемов. В дополнение к ним можно проводить игры типа «Жито растет», «Маленькие ножки».Например, при знакомстве с числом

можно использовать любые потешки с числительными, например «Ерши».

Ершей, ершей!

По пяти грошей -

Один ершок -

Ухи горшок!

В народных играх много юмора, со­ревновательного задора, движения точ­ны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребь­евками, потешками. Зачины дают воз­можность быстро организовать игро­ков, настроить их на выбор водящего, на безоговорочное и точное выполне­ние правил. Этому же способствуют рит­мичность, напевность или скандирова­ние считалок, предшествующих игре.

Зачин.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем,

За уши поднимем.

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Считалка.

Шел коток по лавочке,

Всем дарил булавочки.

Кому две, кому три,

А водить будешь ты!

Жеребьевки также создают положи­тельный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях, когда дети должны разделиться на команды.

Лебедь белый,

Или ястреб смелый? Здесь в лесах Или птица в облаках?

Привлечь внимание детей, организо­вать их перед занятиями помогут также игры-молчанки, например, под такой текст:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок - молчок!

Наши прадеды знали, что мастерство приходит не сразу, и потому большое внимание уделяли обучению через игру. Подтверждение этому находим в песнях и обрядах, в которых используются дви­жения, имитирующие трудовые опера­ции («Уж я сеяла, я сеяла ленок», «Мак маковистый»)-. дети не только выполняют

танцевальные движения (хоровод), но и показывают движениями рук и тулови­ща, как совершаются трудовые действия.

Известно, что в народе не говорят «поем песни», а говорят «играем», так как каждая песня, прежде всего хоро­водная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные песни-игры пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Это пробуждает воображение детей, развивает их музыкальные спо­собности и художественный вкус.

Детям нравятся и простое инсцени­рование сюжета в хороводе «Заинька, вей венок», и забавная хороводная пес­ня-игра «На торгу, на торгу...» и др.

Некоторые хороводные игры можно использовать вместо утренней гимнас­тики («Плыла утеня», «Как по улице...», «Корабль плывет» и т.д.).

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Между тем внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. Неорганизованность, повышен­ная импульсивность являются следстви­ем неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок са­мостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помогут народные игры. Для них характерно на­личие текста, как правило стихотвор­ного, который направляет внимание де­тей, напоминает им правила. Например, игра «Золотые ворота».

Проходите, детвора!

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз - прощается,

Второй раз - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Народные игры сближают детей друг с другом и с воспитателем, углубляют их социальный опыт, который так важен для развития личности, для формиро­вания коммуникативных способностей.

Подобные игры строятся на отноше­ниях игрового партнерства при добро­вольном участии каждого в том, что при­нято всеми. Соперничество друг с дру­гом недопустимо. Содержание и правила игры исключают поводы для конфлик­тов. Начиная со средней группы можно привлекать детей к сложным хороводам«Ручеек», «Стенка на стенку». Они хоро­ши тем, что в них нет явного ведущего -руководство игрой воспитателем остает­ся практически незаметным для детей.

Детям нравится игра «Бояре» (хоровод «Стенка на стенку»). Их привлекают и не­обычный «взрослый» текст, и озорно характер игры. Они быстро перенимают настроение друг друга, что создает есте­ственную связь и общность в коллективе

Игра является одной из основ форми­рования личности ребенка. И так был всегда. Наши предки через игру переда­вали из поколения в поколение склады­вавшиеся веками трудовые, нравствен­ные и эстетические идеалы, понятия окружающем мире и взаимоотношени­ях людей. В игре формировалось дет­ское художественно-образное мышле­ние. Игры способствовали развитию са­мостоятельности, творческой активно­сти. Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой ус­воения обычаев и традиций националь­ной культуры. Они не должны быть за­быты. Но они дадут положительные ре­зультаты тогда, когда исполнят свое главное назначение - доставят детям удовольствие и радость, а не будут учеб­ным занятием.


 

Просмотров: 1883 | Добавил: Bulavinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz