С поступлением
ребенка в детский сад его жизнь меняется, что далеко не всегда приносит ему
радость, а наоборот, чаще ставит перед ним новые задачи. Чтобы облегчить детям
привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, необходимо прежде всего отвлечь
их от всего, что омрачает их пребывание в детском саду. Сделать это можно в
том числе с помощью подвижных игр.
Используемые
в играх-забавах движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба,
прыжки и пр.). Одним из главных условий их проведения является добровольность участия. Можно начать играть с группой
только желающих; тогда для тех, кто пока не решается включиться в действо, наблюдение за играющими
сверстниками станет интересным и полезным занятием.
«Ум ребенка
находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают всякий раз,
когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка в процессе ручного
труда: занятий лепкой, вырезанием из
бумаги, конструированием из различных материалов, т.е. тем, что
требует развитой координации движений.
В раннем детстве (от года до трех лет) ребенок, естественно, еще не
способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития
становится пальчиковая гимнастика, иначе пальчиковые игры.
В народной педагогике этому всегда
придавали первостепенное значение. Особенностью игр является их синкретизм,
т.е. одновременное обращение ко всем сторонам личности ребенка. В любой пальчиковой
игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка: он общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра обязательно
сопровождается проговариванием или
пропеванием рифмованного текста.
Включаются эстетические
переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга -слуховые, зрительные и тактильные. Таким
образом, пальчиковые игры, образно говоря, приводят центральную нервную
систему в активное творческое состояние,
что и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.
При общении с одним ребенка
можно использовать пальчиковую игру «Банька». Взрослый складывает руки
ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами между
ладоней взрослого, приговаривая: «Пусти в
баньку». На что взрослый отвечает: «Водички нет, мыльца нет, не топлено,
жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его,
приговаривая: «Жарко, жарко, жарко!».
Занимаясь со
всей группой, можно использовать пальчиковую
игру «Ай, туки-туки-туки...», проговаривая текст:
Ай, туки-туки-туки,
Застучали молотки.
Тук-ток, тук-ток,
Мы скуем себе замок.
Детям
нравятся пальчиковые игры-цапки (играть в них можно одновременно со всеми
детьми, которые разбиваются на пары).
На горе стояли зайцы
И кричали: «Прячьте пальцы!»
Под моею крышей
Жили-были мыши.
Мама стала их считать:
Раз, два, три, четыре, пять! Цап!
Народные
игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения
режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на
занятии или в качестве закрепления полученных знаний.
В ходе игры «Кукомоя» у детей вырабатывается положительное
отношение к процедурам, связанным с водой: к купанию, умыванию, мытью рук.
Как у нас на лавке
Все сидят ребятки.
Чисто умылись,
Славно нарядились.
Одна кукомоя -
Ваня неумоя.
Ванечка, умойся!
Ведущий «поливает» из ведерка или янки, ребенок «умывается» (имитирует движения).
В
игре «Башмачки» развивается аккуратность, ребенок учится быстро и
правильно обуваться.
Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень
легко было искать пару.
► Вот сидят малыши
До чего хороши!
До чего хороши
Ну а ножки-то босы!
Раз. два, три,
К башмачкам беги!
Игра считается законченной, когда г дети
найдут и аккуратно наденут свою обувь.
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях, например, закрепить
представления о цвете можно в игре «Краски» (в младшем возрасте дети загадывают только
основные цвета, старшие могут загадывать их оттенки). Среди играющих выбирают водящих «монаха» и «продавца». Остальные игроки
(втайне от «монаха») загадывают, какими красками они будут, причем цвета не должны
повторяться. Монах.
Я. монах,
В синих штанах
. Пришел к вам за краской.
Продавец.
За какой?
Монах называет любой
цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит-.
Иди по голубой дорожке,
Найдешь голубые сапожки,
Поноси, да назад принеси!
Монах начинает игру сначала. Если званная краска есть, то
игрок, загадавши этот цвет, пытается убежать от Монаxa.
а тот его догоняет. Если догнал -монах и краска меняются ролями, если нет -
игра продолжается.
Восприятие и оценка такого свойства ,как величина, имеют исключительно важное значение.
В педагогической тактике знакомство с
величиной, как-то,
осуществляется на занятиях с использованием игровых приемов. В дополнение к ним
можно проводить игры типа «Жито растет», «Маленькие ножки».Например, при знакомстве с числом
можно использовать любые потешки с числительными, например «Ерши».
Ершей, ершей!
По пяти грошей -
Один ершок -
Ухи горшок!
В народных
играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто
сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками,
жеребьевками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков,
настроить их на выбор водящего, на безоговорочное и точное выполнение правил. Этому же способствуют ритмичность,
напевность или скандирование считалок, предшествующих игре.
Зачин.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем,
За уши поднимем.
Уши будут красные,
До того прекрасные.
Считалка.
Шел коток по лавочке,
Всем дарил булавочки.
Кому две, кому три,
А водить будешь ты!
Жеребьевки также
создают положительный эмоциональный настрой. Они применяются в тех случаях,
когда дети должны разделиться на команды.
Лебедь белый,
Или ястреб смелый? Здесь в
лесах Или птица в облаках?
Привлечь внимание детей,
организовать их перед занятиями помогут также игры-молчанки, например,
под такой текст:
Первенчики, бубенчики,
Летали голубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок - молчок!
Наши прадеды
знали, что мастерство приходит не сразу, и потому большое внимание уделяли обучению через игру. Подтверждение этому находим в песнях и обрядах, в которых используются движения,
имитирующие трудовые операции («Уж я
сеяла, я сеяла ленок», «Мак маковистый»)-. дети не только выполняют
танцевальные движения
(хоровод), но и показывают движениями рук и туловища, как совершаются трудовые действия.
Известно,
что в народе не говорят «поем песни», а говорят «играем», так как каждая песня,
прежде всего хороводная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные
песни-игры пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его
мелодии. Это пробуждает воображение детей, развивает их музыкальные способности
и художественный вкус.
Детям
нравятся и простое инсценирование сюжета в хороводе «Заинька, вей венок», и
забавная хороводная песня-игра «На торгу,
на торгу...» и др.
Некоторые
хороводные игры можно использовать вместо утренней гимнастики («Плыла утеня», «Как по улице...», «Корабль
плывет» и т.д.).
Внимание -
необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Между
тем внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. Неорганизованность,
повышенная импульсивность являются
следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением.
Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему
помогут народные игры. Для них характерно наличие текста, как правило
стихотворного, который направляет внимание детей, напоминает им правила.
Например, игра «Золотые ворота».
Проходите, детвора!
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз - прощается,
Второй раз - запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Народные
игры сближают детей друг с другом и с
воспитателем, углубляют их социальный опыт, который так важен для
развития личности, для формирования коммуникативных способностей.
Подобные игры строятся на
отношениях игрового партнерства при добровольном
участии каждого в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игры
исключают поводы для конфликтов. Начиная со средней группы можно привлекать
детей к сложным хороводам«Ручеек», «Стенка
на стенку». Они хороши тем, что в
них нет явного ведущего -руководство
игрой воспитателем остается
практически незаметным для детей.
Детям нравится игра «Бояре» (хоровод «Стенка
на стенку»). Их привлекают и необычный «взрослый» текст, и озорно характер игры. Они быстро перенимают настроение
друг друга, что создает естественную
связь и общность в коллективе
Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так был
всегда. Наши предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся
веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия окружающем мире и
взаимоотношениях людей. В игре формировалось детское художественно-образное
мышление. Игры способствовали развитию самостоятельности,
творческой активности. Народные игры и
сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и
традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но они дадут
положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение -
доставят детям удовольствие и радость, а не
будут учебным занятием.
|