В наши: дни специальными исследованиями установлено, что тактильные контакты с матерью не только успокаивают боль ремекск, но и стимулируют функции мозга.
Роль прикосновений материнских рук настолько велика, что разрабатываются специальные методики «Воспитание прикосновениями». Есть дети (даже старшего дошкольного возраста), у которых потребность в прикосновениях значительно сильнее, чем: у сверстников. Они хотят, чтобы их обняли, погладили, пожалели, любят ходить за руку, сидеть на коленях, притрагиваться к маме или к воспитателю.
«Тактильные» дети, обычно очень чувствительные и впечатлительные, любят массажи, растирания, пытаются придумать себе болезни, лишь бы: погладили «больное» место. После прикосновения их боли сразу исчезают.
Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви, уверенности ребёнку, С «тактильными» детьми специалисты рекомендуют проводить особые игры — массажи. Девочкам 4-6 лет очень нравиться игра «Собираемся на бал». Взрослый предлагает ребёнку отправиться на бал и объясняет, как они будут готовиться: к нему. Сначала делают воображаемую красивую причёску (лёгкий массаж головы). Затем, будто бы украшают причёску: лентами, цветами, надевают серьги (при этом слегка нажимают на мочки ушей), делают лёгкий массаж шеи «примеряют» разные бусы. На каждый палец «надеваю!» кольца: т.е. разминают, массируют все пальцы. Грудь и спинку «украшают» бантиками. На ноги «примеряют» туфельки, конечно хрустальные, а для этого приходится и пяточки поднимать, и пальцы ног помассировать, и ступню. При одевании - прикосновении «тактильный голод» утомляется - мозг успокаивается.
Для мальчиков того же возраста проводится игра-массаж: «Собираемся на турнир рыцарей», «На охоту», «На битву». Сначала примеряют воображаемые шлемы (массаж головы), затем на шею «вешают:» цепи и рыцарские знаки, «надевают» перчатки (разминаю! каждый палец) и т.д.
«Ручная терапия» включает также и трудотерапию. Для детей Людой приносящий удовольствие труд является: и оздоравливающим, и развивающим, и профилактическим: средством. Наиболее показаны и распространены: такие «терапевтические работы», как вязание, вышивание, плетение, лепка из глины, раскрашивание ткани, рисование, работа с тестом, занятия с песком, водой, землёй, ухаживание за растениями, животными и т.д.
Игры и занятия детей могут выполнять несколько функций:
развлекательную - создавать благоприятную сферу;
релаксационную - снимать напряжение, перегрузки мышц, нервной системы, мозга;
коммуникативную - объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
воспитательную - формировать моральные и нравственные качества;
обучающую - давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;
развивающую - развивать внимание, память, мышление;
коррекционную - «исправлять» эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребенка;
профилактическую предупреждать появление
психосоматическую лечебную - способствовать выздоровлению
Задача взрослого - использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребёнка, способствуют его развитию.
Особая роль отводится играм с песком, или «песочной терапии». Педагоги считают, что «песочная, терапия.» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
Как проводится «терапия» песком? Детям: показывают, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок».
Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, играют «на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней. Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», лепить и т.д.
На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо большой интерес, чем письмо на бумаге, Не менее эффективно «терапия глиной». Всё то полезное, что дают игры с песком; можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин.
Глина является отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части, можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять форму).
Рука, входящая с соприкосновение с песком и глиной, получает знания и опыт - основу мышления. Рука ребёнка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонирует работу мозга. «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». Так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук; утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС и наоборот.
Начиная, с двухлетнего возраста детей обучают приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.
1 .Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками, потешками , «приговорками».
2.Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. (Можно просто вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и т.д.)
3.Массаж грецкими орехами.Катать два ореха между ладонями, прокатывать один орех между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами.
4.Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко массажируют ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
5.Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке).
Очень важно научить детей снимать напряжение со ступней.
«Слепки ступней» их делают на песке или на глине. «Угадай, чей след». Хождение босиком по рулону бумаги мокрыми ногами, окрашенными в слабом растворе зелёнки, «Собери листья». Игроки сидят на стульях. На полу разложены «листья» (из бумаги, ткани или тонкого пенопласта). Их надо собрать пальцами ног. Выигрывает тот, кто больше соберёт, «Напиши: имя». Ребёнок зажимает между большим: и вторым пальцами ног карандашом и: пытается «оставить автограф». Нарисуй огурец, яблоко, квадрат, дом, солнце...
Такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряжённость, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему. «Наши руки». Предложить детям обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведённые и налиты в тарелки) и приложить большом) листу ватмана, на котором, изображён только ствол дерева. Получится: разноцветное дерево с кроной листьев рук. И пусть каждый ребёнок подумает и расскажет, что можно делать своими руками. |