Консультация для родителей "Особенности полоролевого развития и воспитания мальчиков и девочек"
Проблема
полового воспитания подрастающего поколения
одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит
психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Цели и задачи полового воспитания во
многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на
укрепление семьи.
Главное в полоролевом воспитании
дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых
идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с
представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового
сотрудничества мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения.
Принято выделять три этапа полового
развития человека.
I этап - формирование полового самосознания (от
рождения до 6 лет).
II этап – усвоение половой роли ( от
5-6 до 13 лет).
III
этап – формирование
психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет).
Для детского возраста характерна
активная половая, половозрастная и полоролевая идентификация. Первичная половая идентичность
формируется у ребенка уже к 1,5 годам. С
возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано
с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол,
но еще не умеет обосновывать свои знания. В младшем возрасте представления о
своем половом образе сформированы еще недостаточно полно и четко.
Знание
собственной половой принадлежности в полной мере развивается у ребенка к 3
годам, в процессе осознания своего «Я». Важную роль при этом играет
непреднамеренное обучение – например, мать и другие люди в обращении к ребенку
постоянно подчеркивают: «Ты – мальчик» или «Ты девочка». Убеждение формируется
на основании анализа признаков собственной половой принадлежности и не являются
простым запоминанием.
Ребенок в 3-4 года уже осознанно
различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто
внешних признаков (например, одежды) и допускает принципиальную обратимость,
т.е. возможность изменения пола.
Средний и старший дошкольный возраст
характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети
безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных
признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички, заколки,
они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками и пистолетами, у
них короткие волосы».
Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом
году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности.
Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют
разные интересы, стиль поведения.
Многие исследователи отмечают, что в
старшем дошкольном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации
мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему
необходимо создать свой, мужской, мир. В это время у ребенка формируются близкие
ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как
источник мужских моделей и сферу реализации мускулинных качеств. Следствием
преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное
отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнуто грубого и
резкого стиля поведения, которое смягчается лишь к началу подросткового
возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от
давления «женского» мира.
Девочка
находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает
соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется
отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины
(воспитатели, учителя, врачи, и др.) только помогают ей сформировать адекватный
образ себя как женщины.
Как
мужественность, так и женственность являются обобщенными характеристиками
социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для женщин желаемы такие
качества, как мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать,
заботиться о других, умение понять настроение близких людей, отзывчивость,
способность к сопереживанию, чуткость, а также терпимость, милосердие, умение
помирить и простить.
Мужественность
составляют следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость,
решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам
женского пола. Качества мужественности и
женственности не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном
смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания,
которое важно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, а в идеале - с
младенческого.
Отсутствие
у нас долгое время дифференцированного в зависимости от пола воспитательного
подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков
не воспитывались такие качества мужественности, как эмоциональная устойчивость,
выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к
представительницам женского пола.
А
у девочек такие качества женственности: мягкость, нежность, скромность,
терпимость, стремление к мирному урегулированию конфликтов. Детей не готовили к
выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей. «Бесполость»
воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу
отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во
время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять
элементарную мужскую работу в доме и очень часто перекладывают на плечи женщины
ответственность за семью и тем более, за воспитание детей. Это порождает многие
семейные конфликты, заканчивающиеся разводом.
У
представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость,
умение «гасить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать
положительный эмоциональный настрой мужу и детям, рационально и умело
организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин,
для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни. Дефицит научно обоснованного
полоролевого воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению
уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых
браков. Причиной этого, по-мнению многих исследователей, является
несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских
социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и
распределять семейные обязанности.
Становление
полового самосознания ребенка и его поведения, соответствующего полу, проходит
долгий путь. Процесс формирования психического пола, который начинается очень
рано, с началом развития речи ребенка, особенно интенсивно протекает в
дошкольный период детства. Он находит отражение в соответствующих
представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет
он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных
ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в
мечтах о будущем и т. д.), а также в своеобразной половой консолидации со
сверстниками своего пола.
Таким
образом, в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов,
ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того
или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых
их личностных качествах.
Дети-дошкольники
очень рано и достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре
и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают, в
первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков,
военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек — роли мамы, воспитательницы,
врача, учительницы, парикмахерши, продавца.
Бесспорен
факт, что фундамент личности ребенка и начала качеств мужественности и
женственности закладываются в семье, которая является первой школой его
воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения
и особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные
механизмы».
Подготовила
педагог-психолог Блинникова Г.Н. |