Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 09:40

МДОУ ДС № 31 "Ручеёк" с. Александровское

Меню сайта
Наш опрос
Оцените работу воспитателей нашего сада
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 20 » Консультация для родителей " Особенности полоролевого развития и воспитания мальчиков и девочек"
23:24
Консультация для родителей " Особенности полоролевого развития и воспитания мальчиков и девочек"

Консультация для родителей "Особенности полоролевого развития и воспитания мальчиков и девочек"

Проблема полового воспитания подрастающего поколения  одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. 

Цели и задачи полового воспитания во многом определяются интересами общества и, в первую очередь, направлены на укрепление семьи.

Главное в полоролевом воспитании дошкольников – формирование начал мужественности и женственности и первых идеалов семейных отношений, а также умения доброжелательно взаимодействовать с представителями другого пола, в частности, приобретение первого опыта трудового сотрудничества мальчиков и девочек по принципу взаимодополнения.

         Принято выделять три этапа полового развития человека.

I этап  - формирование полового самосознания (от рождения до 6 лет).

II этап – усвоение половой роли ( от 5-6 до 13  лет).

III  этап – формирование  психосексуальных ориентаций (от 13 до 18 лет).

         Для детского возраста характерна активная половая, половозрастная и полоролевая идентификация.  Первичная половая идентичность формируется  у ребенка уже к 1,5 годам. С возрастом определение параметров этой идентичности меняется, что часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновывать свои знания. В младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы еще недостаточно полно и четко.

          Знание собственной половой принадлежности в полной мере развивается у ребенка к 3 годам, в процессе осознания своего «Я». Важную роль при этом играет непреднамеренное обучение – например, мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают: «Ты – мальчик» или «Ты девочка». Убеждение формируется на основании анализа признаков собственной половой принадлежности и не являются простым запоминанием.

         Ребенок в 3-4 года уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ставит его в зависимость от чисто внешних признаков (например, одежды) и допускает принципиальную обратимость, т.е. возможность изменения пола.

         Средний и старший дошкольный возраст характеризуется большей четкостью в определении полового образа. Дети безошибочно определяют свой пол, могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: «Девочки носят платья, у них косички, заколки, они любят кукол, а мальчики ходят в штанах, играют с машинками и пистолетами, у них короткие волосы».

Понимание неизменности пола происходит лишь на пятом году жизни. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают  разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения.

         Многие исследователи отмечают, что в старшем дошкольном возрасте начинается важный этап полоролевой социализации мальчика – период возникновения первых детских однополых компаний, когда ему необходимо создать свой, мужской, мир. В это время у ребенка формируются близкие ценностные отношения со сверстниками, которые он может использовать как источник мужских моделей и сферу реализации мускулинных качеств. Следствием преодоления мальчиком трудностей усвоения мужской роли является негативное отношение к девочкам и формирование особого «мужского», подчеркнуто грубого и резкого стиля поведения, которое смягчается лишь к началу подросткового возраста, когда мальчику удается завершить свою идентификацию и уйти от давления «женского» мира.

 Девочка находится в более выгодном положении, поскольку с раннего детства наблюдает соответствующую своему полу ролевую модель. В дальнейшем ей не придется отказываться от первичной идентификации с матерью, а окружающие женщины (воспитатели, учителя, врачи, и др.) только помогают ей сформировать адекватный образ себя как женщины.

Как мужественность, так и женственность являются обобщенными характеристиками социально одобряемых качеств мужчины и женщины. Для женщин желаемы такие качества, как мягкость, особая женская доброта, терпение, стремление опекать, заботиться о других, умение понять настроение близких людей, отзывчивость, способность к сопереживанию, чуткость, а также терпимость, милосердие, умение помирить и простить.

Мужественность составляют следующие качества: эмоциональная устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола.  Качества мужественности и женственности не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, а в идеале - с младенческого.

Отсутствие у нас долгое время дифференцированного в зависимости от пола воспитательного подхода привело в дальнейшем к формированию «усредненных» существ. У мальчиков не воспитывались такие качества мужественности, как эмоциональная устойчивость, выносливость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам женского пола.

А у девочек такие качества женственности: мягкость, нежность, скромность, терпимость, стремление к мирному урегулированию конфликтов. Детей не готовили к выполнению в будущем типичных для их пола семейных ролей. «Бесполость» воспитания способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают дополнительные трудности во время службы в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и очень часто перекладывают на плечи женщины ответственность за семью и тем более, за воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты, заканчивающиеся разводом.

У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется терпеливость, умение «гасить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой мужу и детям, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни. Дефицит научно обоснованного полоролевого воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Причиной этого, по-мнению многих исследователей, является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности.

Становление полового самосознания ребенка и его поведения, соответствующего полу, проходит долгий путь. Процесс формирования психического пола, который начинается очень рано, с началом развития речи ребенка, особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Он находит отражение в соответствующих представлениях ребенка. В частности, в ответах на вопросы взрослого, кем будет он, когда вырастет, папой или мамой, дедушкой или бабушкой, в его ценностных ориентациях (в предпочтении видов деятельности, характерных для его пола, в мечтах о будущем и т. д.), а также в своеобразной половой консолидации со сверстниками своего пола.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентации и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах.

Дети-дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают, в первую очередь, роли, требующие мужества, героизма: роли моряков, летчиков, военных, спасателей, космонавтов и т. п. Девочек — роли мамы, воспитательницы, врача, учительницы, парикмахерши, продавца.

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка и начала качеств мужественности и женственности закладываются в семье, которая является первой школой его воспитания – воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения и особенно в дошкольный период детства, когда формируются «основные личностные механизмы».

 

Подготовила педагог-психолог Блинникова Г.Н.
Просмотров: 2007 | Добавил: Bulavinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz