Консультация для родителей
«Хорошие манеры без муштры…»
Хорошие манеры, что это такое? Прежде всего, это вежливость. Что же значит «вежливый человек»? Давайте вместе попробуем в этом разобраться и найти ценные рекомендации для воспитания вежливости у наших детей.
Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру человека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что само понятие «культура» вытекает из нравственно – моральных и даже социальных норм. Таким образом и понятие «вежливость» перерастает свои узкие, кажущиеся рамки, становясь – пусть внешним – отражением внутренней нашей культуры и внутренней нашей духовности, определяясь той суммой конкретных поступков, тем комплексом поведения в обществе, которые естественно вытекают из нравственно – моральной образованности и социальной воспитанности каждого человека.
Вот почему, объясняя нашим малышам, как? для чего? зачем? человек обязан вести себя в соответствующей обстановке так или иначе, мы стараемся прежде всего пробудить и развить в наших сыновьях и дочках их нравственные чувства, их духовность, гуманизм. Стараемся воспитать в них деликатное, доброе отношение к людям.
- Будь добрым, - говорим мы. – Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.
- Будь честен! – говорим мы. Порой это совсем не просто. Не бойся говорить в глаза людям правду. Старайся не совершать поступков, которых бы тебе пришлось стыдиться. Но коли все-таки ты совершишь такой проступок, имей мужество честно признаться в нем. И постарайся его исправить.
- Умей трудиться, - говорим мы. – Труд, в который вложены мысль, терпение, старание и сердце, - обогащает душу, осветляет ум. Труд научит тебя понимать и уважать других людей и тот огромный и прекрасный мир, в котором мы живем.
- Расти гордым и независимым, - говорим мы. – Да будут яркими твои чувства! Добрыми желания! И горячим сердце!
Сегодня мы вкладываем в понятия «вежливый», «воспитанный человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно, хотя бесспорно, подобные навыки /внешнее проявление культуры/ обязательны для каждого истинно воспитанного человека!.. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину /иначе и быть не может!/, а тот , кто не пройдет равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.
Вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса /нормально и естественно сегодня не совершать подобных варварских поступков!/, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы.
Современный воспитанный человек – личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них. Человек глубокого, серьезного образования и развитого ума. Вежливый – это человек, умеющий управлять своими эмоциями. Вне зависимости от того, каким темпераментом наделила его Природа… Это всегда личность в высшей степени гуманизированная. Личность, обогащенная всем разнообразием существующих ныне в мире связей и отношений.
Такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться ради собственных удовольствий, карьеризм, стяжательство, пошлость, - чужды нашей культуре. Вот почему мы мечтаем сегодня воспитать в наших сынах и дочерях гражданственную активность и высокую моральную ответственность. Мы стараемся приобщить их ко всему богатству человеческой культуры и к сложнейшему многообразию человеческих отношений. Мы стремимся не только распахнуть перед ними удивительный мир современных знаний, сегодняшней науки, но и заложить в сердца и умы наших детей доброту, гуманность, стремление к высоким идеалам и счастливую страсть к творчеству.
Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении. Об этом мы – взрослые – не имеем права забывать. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей. Поэтому спешим напомнить мамам, папам, бабушкам и дедушкам, дядям и тетям, которые вдруг почему-либо забыли некоторые правила вежливого поведения.
- Пожалуйста, никогда не забывайте здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина /или тот, кто младше/ должен первым произнести приветственные слова. А женщина /или тот, кто старше/ должен первой про- тянуть руку. Мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу.
- Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.
- Войдя в дом или кабинет к кому – нибудь, нужно поздороваться с хозяином.
Войдя в помещение, мужчины /и дети/ должны снимать шапки. /исключение только магазины/ А в кино и театре головные уборы должны снимать и женщины.
- В кино или в театре, когда нам требуется пройти на свое место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И /обязательно/ проходить лицом, а не спиной к ним.
- В транспорте вежливый мужчина /если только он не инвалид и не слишком стар/ обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.
- В гостях, на собрании и в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина сидя разговаривает со стоящей перед ним женщиной.
По мнению педагогов и психологов, дошкольник должен освоить следующие навыки:
- Это навыки, связанные с личной опрятностью.
- Навыки, связанные с культурой еды /поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами/.
- Навыки, связанные с культурой общения со взрослыми и сверстниками /дома и в общественных местах/
- Навыки, связанные с культурой игры и выполнения трудовых обязанностей.
Помните самое главное психика ребенка – дошкольника податлива и пластична. В эти годы ребенок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребенка нравственные чувства. Именно в это время необходимо воспитать в ребенке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.
Взрослые воспитывают эти качества в детях собственным своим положительным примером и дружеской похвалой, одобрением, сопровождающими всякий положительный добрый поступок малыша. В то же время детская грубость, лень, жадность, несправедливость или ложь должны вызвать естественное родительское негодование. При всей требовательности к малышу родителям не следует скупиться на ласку. В случае, если взрослые дружелюбно и ласково относятся к ребенку, выражают веру в его возможности и силы, - у ребенка появляется чувство эмоционального благополучия. Тогда наша требовательность и строгость не выбьют его из колеи, а лишь приучат к необходимому порядку, к дисциплине. |