Консультация для родителей
"Как дошкольник становится школьником?"
Казалось бы, ответить на этот вопрос
можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети,
которые, обучаясь в первом и даже во втором, третьем классе, остаются
дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты
дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются.
Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя,
психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим
людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем,
насколько развиты у него психические качества, необходимые для
систематического усвоения знаний. Для
начала попробуем набросать психологический портрет младшего школьника, и
не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть
ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под
влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И
первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению,
учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция школьника", по
определению известного психолога Л.И.Божович. Школа - это особое место,
где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело.
Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое,
становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как
папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали
урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор,
чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, -
лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез. Учитель - самый
знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и
обязательно для всех. Он справедливый, любит всех детей одинаково.
Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень приятно
получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо
стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие
дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно
учится и помогает товарищам... Чувствуете,
что у нас начал вырисовываться некий эталон "ученика", на которого
остается только молиться учителям и родителям... Ничего не поделаешь,
это и есть позиция школьника в ее "чистом" виде. Да и в самом деле
многие младшие школьники достаточно явно ее придерживаются, нередко
удивляя родителей своим педантизмом в соблюдении школьных установлений.
Но пойдем дальше в составлении задуманного портрета. Что
еще должно войти в психологический портрет воображаемого отличника?
Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом по
парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не отправляется
гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой
машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед.
Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ
учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть
внимательным, не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то
необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся ручку).
Это - произвольность поведения. Она сказывается во всем - в
сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений
учителя и других детей, своевременно выполнять указания, действовать в
соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но одной
произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать
то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и
представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать
правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом
случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления,
воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных
знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо подчеркнув
логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно
рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить,
если бы ребенок мог продержаться только на сознательности и
произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес
к самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они
живут в разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим явления
природы, и к тайнам математических вычислений. А
теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой мере он
соответствует требованиям, предъявляемым к "идеальному" ученику. Позиция
дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим людям и
своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа тебя
любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут
ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся
и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко
исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать:
"Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо:
им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад -
место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит
помочь ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех
кукол. А если ты чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно
похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна, воспитательница, - как
мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За всеми не уследишь.
Поэтому ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь. Вместе с
тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало
чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на
скучное, ограниченное существование, в то время как совсем небольшие
усилия со стороны родителей, несложные специальные занятия, неожиданный
подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка многогранной
личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.
|