Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к.
психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и
несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет
фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это
установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль
в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития,
непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет
не владеет психологическими защитными механизмами, не способен
руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и
внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам
поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно
проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально
ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы,
другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем
раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не
исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на
его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не
получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно
получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование,
лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок
положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз
они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные
инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить
в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения
в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и
поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает
зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся
негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые
они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли
некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы
даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство
и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ
УСТАНОВКИ
|
Сказав
так:
|
подумайте
о последствиях
|
и
вовремя исправьтесь
|
"Не
будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
|
Замкнутость,
отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению.
|
"Будь
собой, у каждого в жизни будут друзья!".
|
"Горе
ты моё!"
|
Чувство
вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение,
конфликты с родителями.
|
"Счастье
ты моё, радость моя!"
|
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
|
Сдерживание
эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже
незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь,
будет легче…".
|
"Вот
дурашка, всё готов раздать…".
|
Низкая
самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками,
эгоизм.
|
"Молодец,
что делишься с другими!".
|
"Не
твоего ума дело!".
|
Низкая
самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения,
робость, отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А
ты как думаешь?".
|
"Ты
совсем, как твой папа (мама)…".
|
Трудности
в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная
самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
|
"Папа
у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
|
"Ничего
не умеешь делать, неумейка!".
|
Неуверенность
в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к достижению.
|
"Попробуй
ещё, у тебя обязательно получится!".
|
"Не
кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая
агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и
ушей, конфликтность.
|
"Скажи
мне на ушко, давай пошепчемся…!".
|
"Неряха,
грязнуля!".
|
Чувство
вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как
приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Противная
девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все
мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).
|
Нарушения
в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола.
|
"Все
люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
|
"Ты плохой,
обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".
|
Чувство
вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от
родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
|
"Я
никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь очень
трудна: вырастешь – узнаешь…!"
|
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь
интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
|
"Уйди
с глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушения
взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
|
"Иди
ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
|
"Не
ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".
|
Проблемы
с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие
себя.
|
"Давай
немного оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все
вокруг обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности
в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы
сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На
свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
|
"Ах
ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".
|
Недовольство
своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности,
проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и
возможностях.
|
"Как
ты мне нравишься!".
|
"Нельзя
ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".
|
Робость,
страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших,
несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения,
тревожность.
|
"Смелее,
ты всё можешь сам!".
|
"Всегда
ты не вовремя подожди…".
|
Отчуждённость,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай,
я тебе помогу!"
|
"Никого
не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".
|
Отсутствие
самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в
общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
|
"Держи
себя в руках, уважай людей!".
|
Естественно, список установок может быть значительно
больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это
очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла,
может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на
психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его
жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас
занят(а)…
- Посмотри, что
ты натворил!!!
- Как всегда
неправильно!
- Когда же ты
научишься!
- Сколько раз
тебе можно повторять!
- Ты сведёшь меня
с ума!
- Что бы ты без
меня делал!
- Вечно ты во всё
лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в
подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок
отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый
любимый!
- Ты очень многое
можешь!
- Что бы мы без
тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим
успехам!
- Что бы не
случилось, наш дом – наша крепость.
- Расскажи мне,
что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку
стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку
вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам
ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на
асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены
огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть
активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей
зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться!
|