Теледети: кто они?
Телевидение — неотъемлемая
часть нашей с вами жизни. Единственное,на что нас хватает после тяжелого
рабочего дня, — это взять пульт и без сил плюхнуться в кресло, тупо
уставившись в экран. Ребенку мы тоже позволяем смотреть „ящик”, сколько
его душеньке угодно, иначе он просто на просто сведет усталых родителей с
ума. Сколько можно?А
ведь специалисты строго ограничивают время телепросмотров. До года
советуют вообще отказаться от ТВ или показывать детям мультфильмы и
передачи не более 15 минут в день. От 1 до 3 лет малыш не должен
проводить у аппарата более получаса в день. Однако, чем старше ребенок,
тем труднее ограничивать его в просмотре телепередач. Как
быть?Во-первых, старайтесь сами поменьше смотреть телевизор. Во-вторых,
не ставьте его в детской комнате. Помните, что развивает ребенка не
пассивный просмотр телевизора, а прогулки на свежем воздухе, активные и
настольные игры, рисование и лепка, интересное хобби. Информация к размышлениюНемецкие
психологи провели такой эксперимент. Сначала опросили около 2000 семей и
разделили их на две группы: в первой группе дети почти не смотрели
телевизор, а во второй — увлекались просмотром теле-передач. Далее
дошкольники получили задание нарисовать человечка.Дети, смотревшие
телевизор не более часа в день, изобразили людей по-разному. В их
рисунках люди более „живые”, хорошо проработаны детали, одежда,
прическа, индивидуальные черты лица. Дети, смотревшие телевизор более 3
часов ежедневно, изобразили людей, больше похожих на жучков. Их можно
описать фразой „Палка, палка, огуречик”. Черты лица у них почти не
видны, или вместо глаз изображены только точки. У телеманов налицо
некоторое отставание в развитии некоторых навыков. Обязательно
после просмотра мультфильма, фильма, передачи пообщайтесь с ребенком!
Нужно растолковывать, о чем шла речь (в быстром вихре картинок малыш не
всегда может сориентироваться сам), обсудить,кто из героев хороший, а
кто нет, почему плохое поведение было наказано. - Многие
мультфильмы содержат минимум слов. Если вы будете сидеть рядом с
ребенком и комментировать происходящее на экране — ничего страшного. Не
оставляйте малыша один на один с телевизором!
- Подбирайте мультфильмы, которые ребенок способен
понять. Поучительные истории для пятилеток могут быть поняты превратно,
если мультик смотрит двухлетний ребенок. Мультфильмы — бесценный
материал для ненавязчивых воспитательных моментов! На примерах из жизни
рисованных или кукольных героев малыш получает веселые уроки: добро
побеждает зло, и даже слабые друзья вместе могут победить того, кто
сильнее. Истории со смешными зверушками учат детей вести себя в
коллективе: нельзя дразнить кого-то и хвалиться, нужно делиться со всеми
и так далее.
- Дети обычно обожают рекламу. Простые и понятные
(как им кажется) истории сопровождаются приятной музыкой. Ролик длится
недолго и повторяется часто, у ребят срабатывает эффект узнавания.
Малыши нередко с радостью повторяют действия за героями рекламы и
подсказывают им впечатавшиеся в память слова. Хорошо это или плохо?
Зависит от ролика. Добрый юмор имеет право на существование (хотя почти
наверняка вы не будете в восторге, услышав от ребенка „А ты налей и
отойди!” или „Поцелуй меня в пачку!”). Однако бывают ролики, изначально
построенные на пародии, издевке, в некоторых из них сатирически показаны
отношения в семье. „Хорошо, мамочка, что хоть ты любишь папу, а то кому
он еще нужен,” — вздыхает, закатывая глаза, любящая дочка. Словом,
вывод такой: будьте осторожны с рекламой. Пусть малыш познакомится с
некоторыми сюжетами как можно позже.
- Современные дети живут в очень динамичном мире. У
каждого — мобильный телефон, под рукой Интернет, и ответ почти на любой
вопрос находится за доли секунды. Поэтому детям иногда неинтересны и
непонятны наши с вами любимые детские мультики и фильмы при всей их
художественной ценности. Однако у малышей отсутствует критическое
восприятие, поэтому вам лучше просмотреть мультфильмы, которые вы будете
демонстрировать детям, заранее.
- В наше время распахнулись границы, и дети
воспитываются в основном на заграничном продукте. Прокат зарубежных
мультфильмов поддерживается огромным количеством сопутствующей
продукции, которую модно иметь: ранцы, пеналы, футболки, конструкторы и
куколки... Подобной поддержкой пользуются всего 1–2 отечественных
проекта. Для ребенка невозможно оставаться в стороне от того, о чем
говорят все его сверстники. Даже на новогоднюю елку малыш теперь
одевается не зайчиком, а Человеком-пауком. Родителям приходится идти на
поводу у моды вне зависимости от того, какой посыл несет мультфильм.
Поэтому очень важно не пускать ситуацию на самотек, а обязательно
участвовать в обсуждении и в осмыслении фильмов.
- Психологи бьют тревогу: современные телепроекты
расшатывают вечные ценности, воспевают агрессию. Вред некоторых из
сериалов (даже специально для маленьких детей) виден невооруженным
глазом. В других случаях родителям приходится подумать. Традиционная
концовка серии „Теле-пузиков” заключается в том, что герои весело
прыгают в люк на холме — у них там дом. Если маленький ребенок захочет
повторить подобный подвиг на улице, увидев открытый канализационный люк,
это приведет к трагедии.
- В сериале про Тома и Джерри герои тоже часто
совершают действия, не совместимые с жизнью. Лучше рассказать ребенку,
что такого на самом деле не бывает. Постарайтесь ограничивать время
просмотра телевизора, чтобы ребенок учился бегать на роликах, любоваться
восходом и закатом, ощущать запахи и слышать звуки природы. И не
передоверяйте воспитание чада никому. В особенности телевизору!
Плюсы- Дети
познают мир. Телекартинка представляется как ожившая и озвученная
иллюстрация. Можно увидеть и слонов, и львов в их естественной среде,
рассмотреть настоящий космический корабль и круизный лайнер, посмотреть,
как танцуют и поют юные таланты.
- Телепередачи и мультфильмы расширяют кругозор и
развивают фантазию. Ребенок узнает не только о том, что действительно
существует, но и том, что было, и о том, что может случиться. Не только о
живущих ныне животных, но и о фантастических существах, былинных
персонажах и героях мифов. Познакомившись с Лунтиком и домовенком Кузей,
малыш может придумать своего персонажа.
- Ребенок находится в курсе событий детского мира.
Да, в этом мире полно своих модных трендов в мультиках (к примеру,
„Тачки”), свои популярные персонажи, которых просто стыдно не знать. А
если ты в курсе, то принят за своего в детском коллективе.
- Малыша можно стимулировать обещанием просмотра телепередачи.
Минусы- При
просмотре телевизора очень быстро происходит переутомление и
перевозбуждение нервной системы, отмечается нагрузка на психику и на
зрение. У крохи зарождаются безотчетные страхи и тревоги, могут
появиться отклонения в поведении.
- Телевидение способствует развитию, но восприятие передач происходит пассивно.
- Дети слишком легко привыкают к телевизору, у них
может даже развиться зависимость. В результате вы выезжаете семьей на
море, а малыш категорически отказывается даже покидать номер с
„волшебным ящиком”.
- Психологи отмечают, что велик риск ухода ребенка в
воображаемый мир. Маленькие дети воспринимают все, показанное на
телеэкране, за чистую монету.
- За последние десятилетия школьники стали хуже
учиться в школе:телевизор ориентировал их на восприятие информации через
зрение, и в школе им трудно воспринимать устный рассказ учителя.
|