Для того, чтобы ребёнок правильно
научился произносить звуки, прежде всего, необходимо, чтобы он научился
выделять и различать звуки в слове, в речи, причём каждый звук в отдельности
.Для этого надо научить его разминать звуки, т. е.развивать у ребёнка
фонематический слух, восприятие.
Фонематическое восприятие-это
способность воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического слуха
положительно влияет на формирование всей звуковой стороны речи, в том числе
слоговой структуры речи. С помощью артикуляционных упражнений можно добиться
лишь минимального эффекта, и то временного. Стойкое исправление
произношения может быть только при
опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает
положительное влияние и на освоение
письма.
При планомерной работе по развитию
фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания
слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении
согласных звуков.
Кроме того, без достаточной
сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его
высшей ступени- звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные
элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В
свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового
анализа и синтеза (сочетания звуков в единое целое) дети-логопаты не овладевают
грамотным чтением и письмом. Работу по формированию у детей фонематического
восприятия можно условно разделить на этапы:
I этап- узнавание неречевых звуков
Упражнения
1) «Послушайте, звуки
за окном» (Что шумит? Кто кричит?);
2) «Угадай музыкальные
инструменты по звуку»(колокольчик, гармошка, бубен, барабан и др.);
3) знакомить детей со
звуками, которые издают предметы: мяч, ударяясь об пол, шарик в стеклянной
банке перекатывается, газета, когда её разрывают.
Повторить звуки,
спрятавшись за ширму, дети угадывают.
II этап- различение высоты, силы,
тембра голоса на материале одинаковых
звуков, сочетаний слов и фраз.
Упражнения и игры
1) Взрослый предлагает
ребёнку отвернуться и догадаться, кто его позвал. Вначале ребёнка зовут по
имени, затем произносят –АУ-, то громко, то тихо.
2) Педагог предлагает
ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит
отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), или, Настасья Петровна
(средний голос), или, Мишутка (высокий голос). Произносится одна и та же
реплика: «Кто сидел на моём стуле?», «Кто ел из моей чашки?»
III этап- различение слов, близких по
звуковому составу.
Упражнения
1) Показываете картинку
«вагон», объясняете: « Я буду называть эту картинку то правильно, то
неправильно, а вы внимательно слушайте, когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши.
Произносите «вагон- фагон-вагон-вакон-факон»,
«бумага-пумага-тумага-пумака-бумака».
2) Ребёнку предлагается
повторить похожие слова сначала по два, затем по три в названном порядке:
мак-бак-так, моток-каток-поток, ток-тук-так, батон-бутон-бетон, бык-бак-бок,
ком-дом-гном, нитка-ватка-ветка.
3) Какое слово
отличается от остальных?
Ком-кот-ком-ком,
канава-канава-какао-канава, будка-буква-будка-будка.
4)»Подбери слово в
рифму».
IV этап-дифференциация (различение)
слогов.
Упражнения
1) Произносить слоговые
ряды со сменой ударного слога:
Та-та-та, па-па-па,
Та-та-та, па-па-па.
2) Определить, что
лишнее: на-на-па, на-но-на, ка-ка-га, па-ба-па.
3) Произнести слоги
правильно:
Па-ба-па, та-та-да,
По-бо-по, да-та-да,
Пу-бу-пу, ка-га-ка.
V этап
– дифференциация фонем
Упражнения
1) Выделить в звуковом
потоке гласный звук ( А, У, О ,И, Ы, Э) хлопком. Педагог медленно, чётко с паузами
произносит звуковой ряд: (А, У, М, И, С, Ы,О, Э, Р, Ш, Ф, Л…). То же самое с
согласными звуками провести. |