Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 08:57

МДОУ ДС № 31 "Ручеёк" с. Александровское

Меню сайта
Наш опрос
Оцените работу воспитателей нашего сада
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Сентябрь » 15 » « Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников».Консультация для родителей Учитель-логопед Пимукова Е. А.
19:19
« Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников».Консультация для родителей Учитель-логопед Пимукова Е. А.

           Для того, чтобы ребёнок правильно научился произносить звуки, прежде всего, необходимо, чтобы он научился выделять и различать звуки в слове, в речи, причём каждый звук в отдельности .Для этого надо научить его разминать звуки, т. е.развивать у ребёнка фонематический слух, восприятие.

         Фонематическое восприятие-это способность воспринимать и различать звуки речи. Развитие фонематического слуха положительно влияет на формирование всей звуковой стороны речи, в том числе слоговой структуры речи. С помощью артикуляционных упражнений можно добиться лишь минимального эффекта, и то временного. Стойкое исправление произношения  может быть только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и  на освоение письма.

           При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.

           Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени- звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. В свою очередь, без специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуков в единое целое) дети-логопаты не овладевают грамотным чтением и письмом. Работу по формированию у детей фонематического восприятия можно условно разделить на этапы:

                         I этап- узнавание неречевых звуков

                                           Упражнения

1) «Послушайте, звуки за окном» (Что шумит? Кто кричит?);

2) «Угадай музыкальные инструменты по звуку»(колокольчик, гармошка, бубен, барабан и др.);

3) знакомить детей со звуками, которые издают предметы: мяч, ударяясь об пол, шарик в стеклянной банке перекатывается, газета, когда её разрывают.

Повторить звуки, спрятавшись за ширму, дети угадывают.

II этап- различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых  звуков, сочетаний слов и фраз.

                                     Упражнения и игры

1) Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят –АУ-, то громко, то тихо.

2) Педагог предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), или, Настасья Петровна (средний голос), или, Мишутка (высокий голос). Произносится одна и та же реплика: «Кто сидел на моём стуле?», «Кто ел из моей чашки?»

III этап- различение слов, близких по звуковому составу.

                                               Упражнения

1) Показываете картинку «вагон», объясняете: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте, когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши. Произносите «вагон- фагон-вагон-вакон-факон», «бумага-пумага-тумага-пумака-бумака».

2) Ребёнку предлагается повторить похожие слова сначала по два, затем по три в названном порядке: мак-бак-так, моток-каток-поток, ток-тук-так, батон-бутон-бетон, бык-бак-бок, ком-дом-гном, нитка-ватка-ветка.

3) Какое слово отличается от остальных?

Ком-кот-ком-ком, канава-канава-какао-канава, будка-буква-будка-будка.

4)»Подбери слово в рифму».

IV этап-дифференциация (различение) слогов.

                                            Упражнения   

1) Произносить слоговые ряды со сменой ударного слога:

Та-та-та,   па-па-па,

Та-та-та,    па-па-па.

2) Определить, что лишнее: на-на-па,  на-но-на,  ка-ка-га, па-ба-па.

3) Произнести слоги правильно:

Па-ба-па,     та-та-да,

По-бо-по,      да-та-да,

Пу-бу-пу,       ка-га-ка.

V этап – дифференциация фонем

                                            Упражнения  

1) Выделить в звуковом потоке гласный звук ( А, У, О ,И, Ы, Э) хлопком. Педагог медленно, чётко с паузами произносит звуковой ряд: (А, У, М, И, С, Ы,О, Э, Р, Ш, Ф, Л…). То же самое с согласными звуками провести.

Просмотров: 1069 | Добавил: Bulavinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz